3D модель Памятник Александру III
- Автор: Slawa Lutinsky
- Бонусные баллы: 74
- Доступность: В наличии
Код товара: MON-003
- 1 499р.
- Цена в бонусных баллах: 1499
Памятник императору Александру III
Монумент российскому императору Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого. Воздвигнут в 1909 году на Знаменской площади Санкт-Петербурга. Ныне располагается во дворе Мраморного дворца.
Работа над памятником
Монумент, как писали при создании, посвящён «Императору Александру III Державному основателю Великого Сибирского пути».
Заказчиками памятника были император Николай II и члены царской семьи.
В 1899 году была создана специальная «Комиссия по проведению конкурса» на создание монумента в Санкт-Петербурге.
Пятью годами ранее, в Москве уже начал работать «Комитет по организации конкурса и сооружению памятника Александру III для Москвы».
С 1894 года и до трагической гибели, членом «Московского Комитета» был Пётр Николаевич Трубецкой. Как говорилось в документе тех лет, — "Членом Комитета по Высочайшему повелению, состоял Московский Губернский Предводитель Дворянства Егермейстер Высочайшего Двора Князь П. Н. Трубецкой". Кстати, Пётр Николаевич был двоюродным братом итальянского скульптора Паоло Трубецкого, приехавшего в 1897 году по приглашению родственников, в Россию.
В марте 1900 года, специально созданная «Комиссия по проведению конкурса» на создание монумента в Санкт-Петербурге, после долгих обсуждений, по результатам второго тура, всё же остановилась на проекте Паоло Трубецкого, жившего в это время в Москве. Проект конного монумента, с пьедесталом предложенным архитекторами А. О. Томишко и Ф. О. Шехтелем, был принят за основной вариант.
Паоло Трубецкой работал над скульптурой Александра III с 1899 по 1906 год, до отъезда за границу. Для создания монумента была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.
С. Ю. Витте в «Воспоминаниях» сетует на «неуживчивый характер» скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в «модели Трубецкого карикатуру на его брата». Однако вдовствующая императрица, удовлетворённая явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.
Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов; скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображён в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём». Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому, — «не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом», — монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».
Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз», а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.
Изготовление бронзовой скульптуры выполнялась в Петербурге, в отсутствии скульптора. Итальянский литейщик Э. Сперати монумент отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе.
Постамент, упрощённый по сравнению с первоначальным замыслом, в форме прямоугольного параллелепипеда, был сделан из валаамского красного гранита.
Общая высота монумента 8,5 метров. Высота фигуры — 5, основание — более 3-х метров.
Высоко ценивший искусство Трубецкого Н. Н. Врангель назвал памятник Александру III «самой неудачной из его работ <...> которую Трубецкой выполнил не как монументальное сооружение, не как символическую декорацию площади, а как случайный момент, как маленькую статуэтку".
Тем не менее 23 мая (5 июня) 1909 в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский), скульптор П. Трубецкой на открытии монумента не был; «по окончании церемониального марша члены комиссии по постройке памятника, во главе с ст.-секр. гр. Витте и председателем комиссии, гофмейстером кн. Голицыным, имели счастие представиться их величествам».
Судьба памятника
Как монумент, посвящённый «Державному основателю Великого Сибирского пути», памятник просуществовал 8 лет — до марта 1917 года. После Февральской революции 1917 года по решению комиссии Временного правительства памятник периодически закрывали декоративными композициями, меняя оформление в зависимости от предстоящего революционного события.
После Октябрьской революции на постаменте в 1919 году было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». В таком виде он показан в эпизоде фильма «Закройщик из Торжка» (1925).
В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник в очередной раз послужил основой праздничного оформления. В центре площади стояла скульптура императора, заключённая в металлическую клетку, и вертикальное сооружение с революционными символами. Автором декоративной композиции был академик архитектуры (с 1915 года) И. А. Фомин.
15 октября 1937 года памятник Александру III был демонтирован и перенесён во внутренний двор Русского музея.
Во время блокады Ленинграда памятник был защищён от вражеской бомбардировки бревенчатым настилом и мешками с песком.
После Великой Отечественной войны в 1950 году из разобранного постамента извлекли три каменных блока, которые были использованы при создании бюстов Героев Советского Союза в Парке Победы и памятника композитору Н. А. Римскому-Корсакову.
В 1953 году монумент был перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, скульптуру убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).
В 2013 году Владимир Мединский, занимавший в то время пост министра культуры, предложил переместить памятник Александру III — под предлогом, что на нынешнем месте монументу «тесно». Были выдвинуты предложения переместить памятник на Конюшенную или Троицкую площадь, и даже вернуть его на площадь Восстания.
В Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсудили это предложение; предложение о переносе памятника на площадь Восстания было отвергнуто, а перенос на Конюшенную сочли несвоевременным.
Когда в январе 2020 года в очередной раз появились слухи о как будто возможном перемещении памятника Александру III от Мраморного дворца на другое место, председатель Петербургского комитета по социальной политике Александр Ржаненков на пресс-конференции, проведённой «Интерфаксом» 17 января 2020 года, официально заявил, что таких планов не было и нет.
За годы перемещений памятника у сабли царя был утрачен георгиевский темляк, также не сохранились поводья. Пока эти элементы не восстановлены.
Отзывы современников
— В. В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX — начале XX века // Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времён до наших днейСтоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
— Эпиграмма А. РославлеваТретья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол,
царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.
Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…— Борис Кустодиев
Источник: WIKIPEDIA
Памятник императору Александру III (г. Санкт Петербург)
△ Треугольники: 2.3M Вершины: 1.1M Формат: .obj Лицензия:

Модель готова для 3D печати или может быть использована для визуализации в сценах.
● ● ●
Памятник императору Александру III (г. Санкт Петербург)
Монумент российскому императору Александру III работы Паоло Трубецкого.
Свойства | |
Версия 3D | Max 2014 |
Размер | 73,10Mb |
Размер в архиве | 18,89Mb |
Формат | .OBJ |
3D Scan | нет |
Геометрия | Polygon |
Low Poly | нет |
Текстуры | нет |
Материалы | нет |
UV слои | нет |
Готова для 3D визуализации | да |
Готова для 3D печати | да |
Готова для игр | нет |
памятник, Санкт-Петербург, Памятник Александру III